Пульт Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но общие: игровые — мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль») и тембровые — включатели регистров. Могут присутствовать также динамические — швеллеры, различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.
Копула — механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, так же почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
Швеллер — устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
Банк памяти регистровых комбинаций — устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
Готовые регистровые комбинации — устройство в органах с пневматической регистровой трактурой позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f)
Тутти (от итал. Tutti — все) — кнопка включения всех регистров и копул органа.
Мануалы
Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.
В настоящее время органы изготавливаются в основном с мануалами диапазоном от С (до большой октавы) до g³ (соль третьей октавы), иногда до f³, a³ или c4. Мануалов в органе от 1 до 7 (обычно 2—4), расположены они в пульте органа террасой, один над другим. Каждый мануал имеет латинскую нумерацию в зависимости от расположения (от нижнего к верхнему — I мануал, II мануал и т. д.), а также собственный набор регистров, от расположения труб в органе которого зависит название самого мануала:
Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier, голл. Hofdwerk, англ. Great Organ) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду, то есть I или II мануал.
Oberwerk (менее громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Positif) — второй по значимости и громкости мануал, трубы этого мануала расположены над трубами Hauptwerk.
Rückpositiv — трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа. Если органист сидит лицом к органу, то Rückpositiv будет за спиной органиста.
Hinterwerk — трубы расположены в задней части органа,
Brustwerk — трубы расположены прямо над игровым пультом или по бокам от него,
Solowerk — с большим количеством сольных регистров.
И другие.
Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
В XVII веке в органостроении появилось новшество — мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, управляемых органистом с помощью особой педали Schweller, или ножного колеса Walze. Створки жалюзи позволяют регулировать громкость. В немецкой традиции эта группа регистров называется Schwellwerk (фр. Recit expressif, она может быть расположена в самой верхней части органа (более распространенный вариант), по бокам от Hauptwerk, под ним или за ним и зачастую за фасадными трубами, так чтобы створки жалюзи были не видны. В современных органах иногда расположена на виду. Мануал Schwellwerk обычно располагается на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
Педальная клавиатура Педальная клавиатура или просто педаль — это клавиатура, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32 (обычно 32, от C до g1 или до f1), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков, для игры ногами, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от аппликатуры (до XIX века — только носком).[2]
Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет. Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) называется позитив, маленький переносный орган — портатив.
Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.
Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
По всей видимости, педаль изобрёл брабантский органист Луи ван Вальбеке в XIV столетии.
Регистры Каждый ряд труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название и высоту тона самой большой трубы этого регистра, обозначенную в футах в переводе на Principal. Так, закрытые трубы (Gedackt) звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32', при фактической длине в 16, а к язычковым регистрам понятие длины вообще неприменимо.
Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства — принципалы, флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и др. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые регистры, к вспомогательным (или обертоновым) — аликвоты и микстуры. Каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. Аликвоты воспроизводят порядковый обертон к основному звуку, микстуры дают аккорд, который состоит из нескольких (обычно от 2 до дюжины, иногда до полусотни) обертонов к данному звуку.
Все регистры по устройству труб делятся на две группы:
Лабиальные — регистры с трубами без язычков. К этой группе принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт, принципалы, узкомензурные штрайхеры (струнные), регистры призвуков (микстуры и аликвоты), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) обертоновых призвуков.
Язычковые — регистры, звук в которых издают вибрирующие язычки. Язычковые регистры могут располагаться также горизонтально — такие регистры составляют группу, которая называется «шама́да» (от фр. Chamade). Соединение лабиальных и язычковых регистров вместе с микстурой называется лат. Organo Pleno, лабиальных и язычковых, но без микстур — фр. Grand jeu, лабиальных с микстурами — фр. Plein jeu.
Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.
Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.
Трубы Трубы регистров звучат по-разному:
8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью;
4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше;
16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже;
64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают инфразвук;
закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых.
Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн. С помощью этого молоткообразного инструмента завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Более крупные открытые трубы настраивают путём вырезания вертикального лоскута металла вблизи или непосредственно из открытого края трубы, который отгибается под тем или иным углом.
Трубы могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют "слепыми" (dummy pipes).
Трактура Органная трактура — это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на шпильтише (пульте) с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки. Также посредством регистровой трактуры действует память органа — комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа (фиксированные комбинации — Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti и др.), либо сформированные самим органистом (свободные комбинации, состав которых может меняться в любой момент на усмотрение исполнителя).
Основные типы органных игровых трактур:
механическая — эталонная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения. Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача. Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только мускульным усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала 20 века, например, Большого зала МГК им. Чайковского и церкви св. Сюльпиция в Париже). Обычно механическая игровая трактура используется с виндладой системы шлейфладе.
пневматическая — наиболее распространённая в романтических органах — с конца 19 века до 20-х годов 20 века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука. Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от шпильтиша, но и от его футовости (размера труб), конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады. Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура хороша для исполнения произведений периода романтизма и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности.
смешанная трактура — комбинирует в одном органе регистры, управляемые механически (чаще всего Rukpositiv и Hauptwerk) и пневматически (чаще более удалённые от шпильтиша Schwellwerk, Oberwerk и Hinterwerk). Недостатки такого устройства очевидны, особенно при звучании в копуле, однако в некоторых специфических случаях такая трактура была неизбежна — до появления надёжных электрических трактур при недостатке места и больших размерах органа. Пример подобной комбинации — ныне демонтированный орган Глазуновского зала Санкт-Петербургской государственной Консерватории (сейчас там установлен новый орган Ойле (Hermann Eule) с механической трактурой, однако деревянный корпус фасада предыдущего органа сохранён).
электропневматическая — фактически вариант пневматической трактуры — вместо управляющих воздуховодов сигнал передаётся от клавиши к пневматическому клапану по электрической цепи. Новые органы с такой трактурой — редкость. В СССР этот тип трактуры часто получали пневматические органы романтического периода, подвергшиеся генеральному ремонту и реконструкции — для упрощения и удешевления их проведения. Пример не очень удачной такого рода реконструкции чешской фирмой Ригер-Клосс — орган Государственной академической Капеллы им. Глинки в Санкт-Петербурге, в настоящее время, к счастью, полностью восстановленный в первоначальном виде немецкой фирмой Герман Ойле.
электрическая — прямая передача сигнала к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи — широко использовалась в 20 веке, однако в настоящее время всё чаще вытесняется механической; единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и взаиморасположению регистров и шпильтиша в зале. Позволяет располагать регистры группами в разных концах зала, управлять органом с неограниченного количества дополнительных шпильтишей (то есть исполнять не только дуэтные и трио, но и оркестровые произведения), соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста. Однако недостаток электрической трактуры, как и пневматической — разрыв «обратной связи» пальца органиста и воздушного клапана; кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины 20 века оно нередко было электромеханическим). Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки — щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. Пример акустически превосходного органа с достаточно при этом «шумной» электрической трактурой — швейцарский орган Kuhn в кафедральном Соборе Непорочного Зачатия в Москве.
электромеханическая (комбинированная) трактура является наиболее распространённой в настоящее время для крупных инструментов. Она совмещает высокие музыкально-исполнительские качества прямого (механического) управления клапанами труб с удобствами электрического управления регистрами.
@музыка: С.Калугин - Школа жизни
@темы: удивительное рядом, но оно запрещено (с), а не спеть ли мне песню? а не спеть!, осторожно - работа мозга